Основные условия возникновения конкуренции. Сущность и подходы к её определению
Основой рыночной экономики является конкуренция - борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.
В случае столкновенья интересов отдельных производителей или продавцов товаров и услуг каждый из них старается довести свои преимущества, обеспечить выгоднее и стабильнее положение, в том числе за счет послабления или даже банкротства конкурирующих предприятий.
Конкуренция является важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция - это цивилизованная форма борьбы за выживание, сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов.
Основные условия возникновения конкуренции:
. полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;
. полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
. противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция - важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.
Суть конкуренции проявляется в том, что она с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера.
В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.
Конкуренция также есть важный инструмент регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка.
Сущность конкуренции раскрывается в ее функциях. Она оказывает содействие:
) расширению предприятия, масштабов производства, повышению производительности работы и за счет этого снижению расходов производства на единицу продукции, а и так же цены;
) экономии ресурсов (естественных, материальны, финансовых и др.);
) внедрению достижений науки и техники в производство, которое предопределяет рост производительности работы;
) улучшению качества продукции и обслуживание потребителей;
) перераспределения капитала между областями и выравниванию нормы прибыльности в разных сферах и областях экономики;
) созданию условий для банкротства предприятий, росту безработицы;
) возникновению экономических кризисов;
) усилению процесса дифференциации товаропроизводителей, т.е. обогащению одних и обедненности других;
) монополизации экономики.
Итак, конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Их соотношения зависят от видов и форм конкуренции, влияния на нее регулирующей деятельности государства. Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка.
Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.
Конкуренция является одной из ключевых категорий рыночной экономики. Без неё невозможно дать адекватную оценку состояния отрасли, любой сферы экономической деятельности человека.
В современной науке и практике выработано многоплановое представление о конкуренции, что выразилось в различных определениях этого понятия.
На сегодняшний день можно выделить три подхода к исследованию конкуренции:
структурный;
поведенческий;
функциональный (ролевой);
. Структурный подход к определению понятия конкуренция:
Конкуренция - это особая ситуация на рынке, для которой характерно
наличие большого числа независимых покупателей и продавцов конкретного товара. Отсутствие барьеров, то есть свободный вход и выход на рынок.
. Поведенческий (динамический) подход к определению:
Конкуренция - это постоянно действующий механизм соперничества , состязательности хозяйствующих субъектов в целях достижения лучших результатов хозяйственной деятельности.
. Функциональный (ролевой) подход к определению понятия конкуренция:
Конкуренция - это важнейший элемент рыночного механизма, который выполняет определенные экономические функции:
Интересное из раздела
Предприниматель как субъект экономического процесса
Актуальность темы.Предприниматель не антиобщественная фигура. Действуя в
собственных интересах, он удовлетворяет наши запросы, облагораживает нашу
жизнь, делает ее более комфортной. Да, у многих п ...
Оценка экономической деятельности строительной организации
Строительство - это самостоятельная отрасль национальной экономики,
предназначенная для ввода в действие новых, а также реконструкции, расширения,
модернизации, технического перевооружения и капит ...
Экономический рост и экономическое развитие сущность, факторы, взаимосвязь
В современной рыночной экономике понятие экономическое
развитие и экономический рост занимает центральное место в экономике любой
страны. Это связано с тем, что, во-первых, экономический рост опре ...