Современные формы и методы конкуренции в рыночной экономике

Реальный механизм функционирования рынка в решающей степени определяется конкуренцией. Сущность конкуренции состоит в том, что она представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи.

В механизме конкурентной борьбы следует различать два аспекта: объективный и субъективный.

В объективном аспекте конкуренция выступает как закон, в котором выражаются существенные, повторяющиеся, устойчивые причинно-следственные связи между участниками рынка в процессе их соперничества и борьбы за выживание и экономическое процветание.

В субъективном аспекте механизм конкуренции представляет собой экономическую войну всех против всех, - войну, в которой действуют и отстаивают свои интересы все участники рыночных отношений.

Можно выделить три основных фронта этой борьбы:

• конкуренция среди продавцов - все хотят продать свои товары дороже, побеждает тот, кто уступает в цене, но увеличивает объем продаж;

• конкуренция среди покупателей - все хотят купить товары по низкой цене, побеждает тот, кто согласится с более высокой рыночной ценой;

• конкуренция между продавцами и покупателями.

Это главный фронт борьбы, ибо противоборствующие стороны стоят на диаметрально противоположных позициях.

Происходящая в России глубокая рыночная трансформация поставила комплекс теоретических и практических вопросов о способах становления конкурентной среды.

Функции конкуренции:

. Стимулирующая.

. Создание механизма отбора наиболее эффективных решений.

. Расслоение или дифференциация товаров производителей.

В целом ее можно характеризовать как двигатель общественного прогресса. В России конкурентная среда наиболее активно формируется в крупных городах и особо затрагивает следующие сферы деятельности:

сборка и продажа персональных компьютеров;

розничная торговля;

общественное питание;

платные медицинские услуги;

транспортные услуги;

издательская деятельность и прочее.

Анализ проблем формирования конкурентной среды в российской экономике позволяет выделить три основные составляющие конкуренции:

между отечественными компаниями на отечественном рынке;

между отечественными и иностранными компаниями на отечественном рынке;

между отечественными и иностранными компаниями на зарубежных рынках.

В результате резкого открытия российского рынка для иностранных фирм большинство российских предприятий ключевых отраслей (прежде всего, машиностроение) оказались неконкурентоспособными на внутреннем рынке.

В этих условиях на первый план выдвигается задача выживания лучших компаний, представляющих отечественную промышленность в условиях открытой конкуренции с иностранными фирмами, при этом развитие конкуренции отечественных фирм друг с другом как будто отодвигается на задний план, либо вообще теряет свою актуальность.

Опыт индустриальных стран подтверждает, что развитие конкуренции между отечественными компаниями на внутреннем рынке - это лучший способ выращивания достойных, конкурентоспособных компаний для внешних рынков.

Интересное из раздела

Предприниматель как субъект экономического процесса
Актуальность темы.Предприниматель не антиобщественная фигура. Действуя в собственных интересах, он удовлетворяет наши запросы, облагораживает нашу жизнь, делает ее более комфортной. Да, у многих п ...

Оффшорные зоны
Целесообразность создания оффшорных зон на территории отдельных стран или регионов в настоящее время неоспорима. Эти зоны привлекают предпринимателей всех рангов, прежде всего благоприятным налог ...

Особенности функционирования валютного рынка в России
Экономикa любого госyдaрствa не может сyществовaть без рaзвитого финaнсового рынкa. Состaвной чaстью финaнсового рынкa является вaлютный рынок. Вaлютный рынок - это сферa экономических отношений, ...

 

Go to top