Современные формы и методы конкуренции в рыночной экономике
Реальный механизм функционирования рынка в решающей степени определяется конкуренцией. Сущность конкуренции состоит в том, что она представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи.
В механизме конкурентной борьбы следует различать два аспекта: объективный и субъективный.
В объективном аспекте конкуренция выступает как закон, в котором выражаются существенные, повторяющиеся, устойчивые причинно-следственные связи между участниками рынка в процессе их соперничества и борьбы за выживание и экономическое процветание.
В субъективном аспекте механизм конкуренции представляет собой экономическую войну всех против всех, - войну, в которой действуют и отстаивают свои интересы все участники рыночных отношений.
Можно выделить три основных фронта этой борьбы:
• конкуренция среди продавцов - все хотят продать свои товары дороже, побеждает тот, кто уступает в цене, но увеличивает объем продаж;
• конкуренция среди покупателей - все хотят купить товары по низкой цене, побеждает тот, кто согласится с более высокой рыночной ценой;
• конкуренция между продавцами и покупателями.
Это главный фронт борьбы, ибо противоборствующие стороны стоят на диаметрально противоположных позициях.
Происходящая в России глубокая рыночная трансформация поставила комплекс теоретических и практических вопросов о способах становления конкурентной среды.
Функции конкуренции:
. Стимулирующая.
. Создание механизма отбора наиболее эффективных решений.
. Расслоение или дифференциация товаров производителей.
В целом ее можно характеризовать как двигатель общественного прогресса. В России конкурентная среда наиболее активно формируется в крупных городах и особо затрагивает следующие сферы деятельности:
сборка и продажа персональных компьютеров;
розничная торговля;
общественное питание;
платные медицинские услуги;
транспортные услуги;
издательская деятельность и прочее.
Анализ проблем формирования конкурентной среды в российской экономике позволяет выделить три основные составляющие конкуренции:
между отечественными компаниями на отечественном рынке;
между отечественными и иностранными компаниями на отечественном рынке;
между отечественными и иностранными компаниями на зарубежных рынках.
В результате резкого открытия российского рынка для иностранных фирм большинство российских предприятий ключевых отраслей (прежде всего, машиностроение) оказались неконкурентоспособными на внутреннем рынке.
В этих условиях на первый план выдвигается задача выживания лучших компаний, представляющих отечественную промышленность в условиях открытой конкуренции с иностранными фирмами, при этом развитие конкуренции отечественных фирм друг с другом как будто отодвигается на задний план, либо вообще теряет свою актуальность.
Опыт индустриальных стран подтверждает, что развитие конкуренции между отечественными компаниями на внутреннем рынке - это лучший способ выращивания достойных, конкурентоспособных компаний для внешних рынков.
Интересное из раздела
Предприниматель как субъект экономического процесса
Актуальность темы.Предприниматель не антиобщественная фигура. Действуя в
собственных интересах, он удовлетворяет наши запросы, облагораживает нашу
жизнь, делает ее более комфортной. Да, у многих п ...
Оффшорные зоны
Целесообразность
создания оффшорных зон на территории отдельных стран или регионов в настоящее
время неоспорима. Эти зоны привлекают предпринимателей всех рангов, прежде
всего благоприятным налог ...
Особенности функционирования валютного рынка в России
Экономикa любого госyдaрствa не может сyществовaть без
рaзвитого финaнсового рынкa. Состaвной чaстью финaнсового рынкa является
вaлютный рынок. Вaлютный рынок - это сферa экономических отношений,
...