Политика краткосрочной стабилизации в Республике Беларусь

Более того, деятельность данных банков направлена не на поиск дополнительных источников наращивания нормативного капитала, а на получение преференций на следующий год. некоторые из банков постоянно вносят предложения по изменению подходов к расчету норматива и значения норматива минимального размера нормативного капитала.

В условиях нестабильности мировых финансовых и валютных рынков очевидно, что банки должны обеспечивать прибыльность своей деятельности на уровне, компенсирующем повышенные риски. Это позволит им предотвратить фактическую потерю стоимости своего капитала и будет способствовать как поддержанию стабильности функционирования банков, так и повышению их инвестиционной привлекательности.

. В части формирования банками специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе.

по состоянию на 1 октября 2009 г. специальные резервы в полном объеме создали все банки. исключение составляют ряд банков, обслуживающих государственные программы и в связи с этим получивших преференции.

Национальным банком совместно с экспертами МВФ разработан усовершенствованный подход к классификации активов и формированию резервов (постановление правления национального банка от 23.09.2009 №159 «О внесении дополнений и изменений в постановления правления национального банка республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. №137 и от 28 сентября 2006 г. №138»). С 14 октября 2009 г. указанное постановление вступило в силу. Принятие данного документа учитывается МВФ как выполнение структурного показателя, определяющего выделение очередного транша кредита стэнд-бай.

Однако, по данным национального банка, в процессе подготовки проекта и обсуждения его с банками банковский надзор столкнулся с рядом сложностей. В первую очередь с недопониманием или нежеланием банков понимать сущность вносимых изменений, и это несмотря на неоднократное представление на рассмотрение банкам проекта постановления, наличие достаточного времени для анализа и обсуждения проекта в ассоциации белорусских банков. так, отдельными банками при обосновании сроков по выполнению требований постановления в полном объеме одним из основных

аргументов по продолжительным срокам являлось обеспечение прибыльности и рентабельности своей деятельности. В условиях кризиса речь должна идти не о зарабатывании прибыли, а в первую очередь о выживании банка. при возрастании рисков создание так называемой «подушки безопасности», банковских резервов позволяет минимизировать негативные последствия, защитить банк от банкротства.

. корпоративное управление и управление рисками. По данным национального банка, работа по созданию систем управления рисками в банках еще не получила должного развития. По-прежнему руководство и собственники большинства банков не предпринимают необходимых шагов в данном направлении.

Однако следует учитывать наличие сдерживающих объективных факторов: во-первых, отсутствует достаточный практический опыт в этой области, во-вторых, использование зарубежных типовых де-тализированных методик без соответствующей адаптации к нашим экономическим условиям неэффективно. на белорусском рынке отсутствуют апробированные на практике программные продукты, позволяющие комплексно автоматизировать процесс управления рисками. уровень затрат на создание или приобретение адаптированного IT-продукта достаточно высок.

Вместе с тем указанные проблемы не являются нерешаемыми и непреодолимыми. судя по всему, они в большей степени связаны с недостаточным осознанием собственниками и руководством банков важности создания и поддержания в адекватном состоянии эффективных систем управления рисками и недостаточностью усилий, предпринимаемых в данном направлении. При этом хочется обратить особое внимание на необходимость повышения роли и ответственности в сфере управления рисками в банке наблюдательных советов (советов директоров). Именно они должны определять не только стратегию банка в области развития бизнеса, но и в области обеспечения его безопасности и деловой репутации, неся ответственность перед собственниками и обществом за бесперебойность функционирования и защиту имущественных интересов акционеров и кредиторов банка.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Интересное из раздела

Оценка эффективности мер финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства на муниципальном уровне
В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Отечественные псих ...

Экономический рост и эффективность экономики
Одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики правительства любой страны является стимулирование экономического роста, поддержание его темпов на стабильном и оптимальном уровне. Не ...

Оценка деловой репутации управляющих компаний
В течение многих лет считается, что деловая репутация оказывает большое влияние на деятельность фирмы, позволяет значительно повысить стоимость предприятия, а также получать дополнительную прибыль ...

 

Go to top