Перспективы развития национальной экономики Республики Беларусьи пути достижения экономического роста в посткризисный период
Сложившаяся в практике Республики Беларусь политика медленного обновления основных фондов привела к тому, что более половины из них изношены. Кроме того, Республика Беларусь технически отстает во многих отраслях и сферах экономики от мирового уровня.
Стимулирование инвестиционного и инновационного процесса для национальной экономики становится жизненно важной стратегической задачей по причине экспорта более 60% продукции и услуг за рубеж.
В этих условиях Республика Беларусь проводит политику стимулирования инноваций путем:
¾ финансирования проектов из Фонда фундаментальных исследований, инновационных фондов;
¾ предоставление налоговых льгот на прибыль организаций, направляемую на реконструкцию и техническое перевооружение;
¾ финансирование и субсидирование из госбюджета базовых и стратегически важных производств.
Следует отметить, что Республика Беларусь достигла одних из самых высоких и устойчивых темпов экономического роста среди стран СНГ, добилась успехов в борьбе с инфляцией, а следовательно, имеет все возможности для снижения ставки банковского процента и применения других мер стимулирования денежно-кредитной политики с целью повышения инвестиционной привлекательности. Кроме того, не располагая практически фундаментальной сырьевой и энергетической базой, республика сделала упор на развитие человеческого капитала: в настоящее время по уровню квалификации рабочей силы Республика Беларусь занимает ведущее место среди стран СНГ.
Кроме того имеются проблемы текущего периода:
¾ трудности привлечения иностранного капитала (уровень инвестиционного климата Республики Беларусь колеблется после 140 стран мира);
¾ поиск крупных аккордных инвестиций для обновления износившегося основного капитала;
¾ проблема существенного стимулирования научных открытий и изобретений;
¾ смягчение последствий структурных шоков в экономике, вызванных распадом СССР и изначальной ориентацией производственных мощностей экономики на внешний рынок;
¾ переход на трудосберегающие технологии;
¾ сокращение налоговой нагрузки на экономику и переход от налогово-бюджетных рычагов стимулирования экономического роста к кредитно-денежному.
С целью достижения равновесного долгосрочного экономического роста государство должно так воздействовать на совокупный спрос, чтобы скорость его расширения соответствовала темпу увеличения естественного уровня реального объема производства, а также обеспечить при этом возрастание естественного уровня реального объема производства.
Государственная политика экономического роста в Республики Беларусь предполагает:
¾ стимулирование склонности к сбережению и инвестированию;
¾ обеспечение увеличения предложения труда;
¾ стимулирование технологического прогресса и роста эффективности производства.
Поскольку в экономике Республики Беларусь капиталовооруженность ниже «золотого» уровня, необходимо стимулирование инвестиции в основной капитал. Для этого можно использовать следующие рычаги.
1. Уменьшение дефицита государственного бюджета Республики Беларусь. Таким образом, для того чтобы увеличить инвестиции, необходимо увеличить частные сбережения или уменьшить дефицит государственного бюджета, увеличивают частные сбережения и уменьшают инфляционное обесценение сбережений.
Интересное из раздела
Открытие цеха по производству спецодежды
Долгое время (на предприятиях СССР) требования к спецодежде, нормы выдачи
и распределение средств индивидуальной защиты строго регламентировались. 90-е
годы не только принесли с собой небывалое ра ...
Экономическое обоснование целесообразности производства ЗАО НПО Петролазер
Несмотря
на все трудности и проблемы в России, в сфере частного предпринимательства
заняты уже миллионы людей. Однако бизнес - это совершенно особая манера жизни,
предполагающая готовность предпр ...
Оффшорные зоны
Целесообразность
создания оффшорных зон на территории отдельных стран или регионов в настоящее
время неоспорима. Эти зоны привлекают предпринимателей всех рангов, прежде
всего благоприятным налог ...