Две основные формы экономической активности
В реальной жизни встречаются не только профессионально ориентированные предприниматели, т.е. люди, сделавшие осознанный выбор, но и те, кто принимает подобное решение вынужденно. Осмысливая ситуацию, в которой они оказались, такие люди ищут источник индивидуального дохода или источник большего индивидуального дохода. Предпринимательство как раз и выступает для таких людей в качестве такого источника. К такому источнику индивидуального дохода они обращаются не потому, что это отвечает их жизненному настрою, а потому, что другого источника они не видят. Вынужденность обращения к предпринимательской активности характеризует этот тип экономической деятельности как уличное предпринимательство [2].
Уличное предпринимательство, как правило, не предполагает предварительного получения специальных знаний, профессиональной подготовки. Человек, решивший заняться той или иной формой уличного предпринимательства, пытается совместить свои возможности с неявно выраженными потребностями дополнительного характера, которые свойственны окружающей среде. Уличное предпринимательство, как правило, связано с оказанием услуг дополнительного характера - приближение товара к потребителю, экономия его времени, оно чаще всего нацелено на почти мгновенное извлечение дохода от такой деятельности. По этим причинам уличное предпринимательство не требует специальной подготовки и осуществляется на принципах разумности и рациональности.
К доминирующим типам уличного предпринимательства относятся:
перепродажа, например, газет и других печатных изданий сигарет, спиртных напитков и других товаров в местах массового скопления возможных покупателей;
производство кустарным способом товаров (пирожков, ватрушек и т. п.) или ремесленнических поделок (матрешек, некоторых игрушек, сувениров, одежды, предметов домашнего обихода и т. д.) и реализация их в местах массового скопления возможных покупателей (потребителей);
оказание сервисных услуг (перевозка пассажиров, имущества на личном транспорте уличного предпринимателя, услуги по переносу, например на вокзале, личных вещей граждан, мелкие ремонтные работы квартир, транспортных средств, аудио-, видео-, телевизионной аппаратуры и т. д.);
«челночная» деятельность, связанная с перемещением товаров: закупая их в одном месте, «челнок» продает их в другом.
Под уличным предпринимательством, таким образом, понимается целесообразная деятельность по оказанию определенных услуг в ограниченном ассортименте и объеме или кустарное производство товаров для извлечения индивидуального дохода. При определенных условиях (достаточный доход, решение об изменении направленности деятельности, благоприятная внешняя среда) предприниматель из категории уличного может перейти в категорию профессионально-ориентированного предпринимателя.
Есть еще одна форма, в которой может осуществляться предпринимательская функция даже в рамках государственного предприятия. Предприятие в целом может функционировать вовсе не на основе предпринимательских принципов, но отдельные составляющие предприятия могут функционировать на основе предпринимательского подхода к выполнению профессиональных обязанностей. В данном случае речь идет о так называемом внутрифирменном предпринимательстве (интрапренершип) в отличие от экстрапренершипа - собственно предпринимательства, если использовать американизмы, которые нередко встречаются в учебной и научной литературе.
Однако внутрифирменное предпринимательство с точки зрения целостной производительной структуры может означать не форму экономической активности, а метод управления, который противоположен администрированию. С этой точки зрения можно определить место и роль внутрифирменного предпринимательства в современном деловом мире.
Целесообразное воздействие на объект управления можно оказать, используя или метод администрирования, или метод внутрифирменного предпринимательства. Администрирование как метод управления означает лимитирование возможных действий исполнителя через команды, распоряжения, инструкции, задания и т. д. Управление при этом не допускает возможности проявления инициативы со стороны исполнителя. Метод внутрифирменного предпринимательства означает, наоборот, опору на инициативу исполнителей. При этом высший менеджмент фирмы в этом случае оставляет за собой функции контроля и, может быть, принятия решений по отдельным, чаще всего глобальным (с точки зрения фирмы), вопросам и проблемам, например, часто при использовании такого метода управления высшим менеджментом принимаются решения по поводу использования получаемой прибыли.
С этой точки зрения изучение предпринимательства полезно и необходимо не только тем, кто готовит себя к исключительно предпринимательской активности, но и тем, кто планирует заниматься в будущем управленческой деятельностью [5].
Интересное из раздела
Открытое акционерное общество Дом
Бизнес-план
- это документ, содержащий основные аспекты будущего коммерческого начинания. В
нем анализируются проблемы, с которыми предприниматель может встретиться, а
также определяются способы ...
Эффективность и результаты коммерческой деятельности предприятия
Переход к рыночным отношениям в экономике России ставит по-новому и
расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых
условиях существенно поменялись правовые, финанс ...
Особенности экономической системы России
Объектом данной курсовой работы является
экономическая система. Предметом же является особенности экономической системы
России.
Развитие экономической системы Российской
Федерации на современн ...