Энергетическая политика в России

Формирование долгосрочной энергетической политики началось с первых шагов новой России как самостоятельного государства. Решением Правительства РФ (№26 от 10.09.1992 г.) была одобрена Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях. В мае 1995 г. Указом Президента РФ (№472 от 07.05.1995 г.) были утверждены «Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 г.» и в том же году Постановлением Правительства РФ (№1006 от 13.10.1995 г.) были одобрены «Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2010 года».

Понимая необходимость регулярного мониторинга хода реализации стратегии и ее периодической корректировки, Минтопэнерго РФ в 1998 г. приняло решение о создании новой структуры - Государственного учреждения «Институт энергетической стратегии» (ГУ ИЭС) как координирующей структуры для комплексного анализа и перспективного прогноза развития ТЭК России в увязке с общими тенденциями социально-экономического развития всей страны.

В 2000 г. Правительство РФ (решением №39 от 23.11.2000 г.) одобрило новый вариант «Основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года», подготовленный межведомственной рабочей группой при ГУ ИЭС и Экспертным Советом при Минтопэнерго РФ, а в 2003 г. - саму Энергетическую стратегию на период до 2020 г. (ЭС-2020).

Исторический генезис формирования Энергетической стратегии России и ее главных приоритетных направлений: от энергетической безопасности к энергетической дипломатии отражен в официальных документах, рабочих материалах и комментариях к ним, опубликованных ГУ ИЭС в 2-томном издании «Энергетическая политика России на рубеже веков» (2000 г.).

Ключевой проблемой для российской экономики в течение всего периода экономических реформ оставалась ее высокая энергоинтенсивность. Сегодня экономика России потребляет более 500 г. нефтяного эквивалента на каждый доллар ВВП, оцененного по паритету покупательной способности (или свыше 1.5 кг нефтяного эквивалента на каждый доллар ВВП). Для сравнения - в большинстве развитых стран и даже развивающихся экономик этот показатель находится в пределах 0,1-0,2 кгнэ / долл. Столь высокая энергоинтенсивность экономики ставит Россию по показателю удельного потребления энергии на душу населения в один ряд с государствами, где ВВП на душу населения превышает аналогичный показатель России в разы. В то же время, большинство развивающихся экономик (Китай, Индия), сопоставимых с Россией по показателю ВВП на душу населения, потребляют кратно меньше энергии на душу населения, чем Россия. Экономика России по показателю интенсивности использования энергии в международном масштабе, таким образом, очевидно неконкурентоспособна.

Если учесть, что в последние годы значительный вклад в рост ВВП продолжал вносить фактор увеличения мировых цен на нефть (по оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, в 2003 г. вклад составил 1,5 процентных пункта роста ВВП), то эластичность прироста спроса на энергию к приросту ВВП, обусловленному внутренними факторами и ростом физических объемов экспорта (5,8%), составит 0,64. Без учета этого фактора в 2003 г. эластичность прироста спроса на энергию к приросту ВВП составила 0,52. Т.е. на каждый процентный пункт прироста ВВП приходилось более 0,5% увеличения спроса на энергию. Расчеты показывают, что при довольно низкой эластичности прироста спроса на энергию к приросту ВВП 0,25 (примерно такой, какая наблюдалась в 1999-2001 гг., период восстановительного роста экономики) России потребуется к 2015 г. обеспечить дополнительное производство примерно 130 млн. т нефти (145 млрд. куб. м газа) в год для удовлетворения потребностей экономики в энергии, либо сокращать экспорт. С учетом перспектив производственного кризиса в электроэнергетике фактор вероятных ресурсных ограничений экономического роста в России становится все более актуальной перспективой для страны.

В настоящее время назрела острая необходимость тотальной модернизации электроэнергетического сектора, массового притока инвестиций в модернизацию генерации в объеме не менее 6-8 млрд. долл. в год в течение 8-10 лет. В этих условиях сектор оказывается по-прежнему неспособным мобилизовать частные инвестиции для финансирования капитальных вложений. Вложения средств в акции энергетических компаний на российском фондовом рынке в 2000-2003 годах были в основном связаны с перекупкой миноритарных пакетов акций, находящихся в частной собственности, и являются инвестициями только с точки зрения покупателей акций, но не предназначены для капитальных вложений производственного назначения.

Таким образом, работоспособная инвестиционная модель в российской электроэнергетике в условиях медленного продвижения реформирования попросту отсутствует.

Интересное из раздела

Особенности формирования и реализация ценовой политики предприятия в условиях переходного периода
ценовая политика государственный переходной Ключевыми элементами рыночной экономики являются цены, ценообразование и ценовая политика предприятия. Цена - это экономическая категория, означающа ...

Оценка стоимости объекта недвижимости
Актуальность данной работы заключается в том, что недвижимое имущество играет особую роль в экономической и социально-культурной жизни общества страны, выступая в качестве важнейшего экономическо ...

Оценка экономической деятельности строительной организации
Строительство - это самостоятельная отрасль национальной экономики, предназначенная для ввода в действие новых, а также реконструкции, расширения, модернизации, технического перевооружения и капит ...

 

Go to top