Методы государственного регулирования цен
В последние годы государственное регулирование цен в России осуществлялось в следующих формах:
1. Выплата отдельным производителям органами исполнительной власти дотаций, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем диктует рынок.
2. Установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям.
. Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.
. Установление твердых фиксированных цен.
. Установление для предприятий-монополистов предельных цен.
. Ограничение уровня рентабельности предприятий - немонополистов.
. Установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам, реализующим продукцию по цене ниже уровня предельных цен, льгот по налогам и другим платежам в бюджет.
. Установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли.
. Установление коэффициентов повышения цен с целью сдерживания их роста.
10. Рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу.
11. Декларирование повышения свободных цен.
Государственное регулирование цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях - в периоды ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики и ослабевает по мере выхода страны из кризиса.
Из опыта государственного регулирования цен в России за последние годы можно сделать следующие выводы.
. С самого начала либерализации цен отсутствовало четкое представление о целях и методах регулирования рыночного ценообразования.
. Государственное воздействие на цены носило противоречивый характер: с одной стороны, оно было направлено на сдерживание инфляции (1993-1994), с другой - налоговая политика активно использовала перераспределительную функцию цены в интересах госбюджета. Не исключено, что второй метод использовался более активно.
. Учитывая невозможность создания в ближайшие годы конкурентного рынка, отказ государства от усиления регулирования цен означает развитие стихийного ценообразования, заключающего в себе возможность роста инфляции по сравнению с регулируемым рынком, предполагающим сочетание прямых административных методов регулирования цен с косвенными, т.е. экономическими.
Государственное регулирование цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях - в периоды ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики и ослабевает по мере выхода страны из кризиса. Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.
В Российской Федерации разработан и действует определенный порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями России действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию. Так, к предприятиям, допустившим при реализации продукции, товаров и услуг нарушения государственной дисциплины цен и получившим в результате этого излишние суммы, применяются экономические санкции, заключающиеся в бесспорном изъятии этих сумм из прибыли предприятий в доход бюджета. В таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф. Контроль за ценами с применением экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен распространяется на все хозяйствующие субъекты, расположенные на территории России, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность.
Интересное из раздела
Оценка стоимости ОАО Стройтрансгаз
Оценка стоимости бизнеса - сложный и многогранный процесс, без которого
не проводится ни одна сделка при реорганизации, слиянии и поглощении,
ликвидации предприятия, купли-продажи бизнеса и части ...
Предпринимательский риск его сущность, виды и особенности в России
Риск,
является неотделимой частью экономической жизни общества. Она сопровождает все
сферы деятельности организации, которая работает в условиях рынка. Поэтому,
главным критерием нормальной деяте ...
Экономический рост и эффективность экономики
Одной
из важнейших долгосрочных целей экономической политики правительства любой
страны является стимулирование экономического роста, поддержание его темпов на
стабильном и оптимальном уровне. Не ...