Свободные экономические зоны как институт инновационной экономики
Рассмотрим СЭЗ как институт инновационной экономики на примере Белоруссии и России.
Свободные (специальные) экономические зоны на рубеже ХХ и ХХI вв. получили глобальное распространение, охватив практически все страны мира, включая высокоразвитые, развивающиеся и бедные. Причем в последнее время при создании СЭЗ все в большей степени основной акцент делается не только на внешнеэкономическую деятельность, но и на внедрение новейших технологий. Именно за счет инноваций современные товаропроизводители в рамках СЭЗ постоянно повышают конкурентоспособность своей продукции, завоевывают новые рынки сбыта.
Республика Беларусь вступила на этот путь сравнительно недавно. Одним из конкретных шагов стало создание в стране свободных экономических зон. В Беларуси первая СЭЗ появилась в пригороде Бреста в 1996 году. Сегодня их в республике шесть - по одной в каждой из областей, причем лишь две действуют менее пяти лет, что позволяет говорить о прохождении остальными стадии становления и выходе на полноценную деятельность. СЭЗ полностью являются комплексными и включают в себя производственную, экспортную и свободную таможенную зоны.
Ставится цель образования белорусских СЭЗ, привлечения отечественных и иностранных инвестиций в создании и развитии производств, основанных на новых и высоких технологиях. Для поощрения таких производств, выпускающих высокотехнологичную экспортную и импортозамещающую продукцию, в СЭЗ введен специальный правовой режим, предусматривающий для товаропроизводителей существенные налоговые и таможенные преференции.
Примечательно, что Беларусь единственная из стран СНГ, где правовые аспекты деятельности СЭЗ гарантируются Законом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах». В Законе записано, что специальный правовой режим в СЭЗ устанавливается в целях создания благоприятных условий для инвестиций, внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, содействия международной интеграции и сотрудничеству, гармоничного сочетания республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан.
В этой связи указанный Закон Республики Беларусь можно считать одним из первых в стране правовых актов, реально стимулирующих научно-техническую, технологическую и инновационную деятельность в границах СЭЗ. К сожалению, влияние специального правового режима свободных экономических зон Беларуси на активизацию инновационной деятельности остается пока недостаточно изученным.
Сегодня в Беларуси определились два направления в создании специальных инновационных зон. Сторонники первого из них предлагают создать в масштабах республики Парк высоких технологий, своего рода белорусскую «Силиконовую долину». В апреле текущего года проект декрета «О Парке высоких технологий» обсуждался на совещании у Президента Республики Беларусь. Выявилось немало различных мнений. И поскольку в ходе обсуждения четкого ответа на все вопросы не было получено, проект декрета отправлен на доработку [5, C.28].
Бесспорно, идея создания национального Парка высоких технологий имеет право на реализацию. Но в научных кругах республики утвердилось и другое направление, сторонники которого предлагают решать проблемы инноваций путем своеобразного синтеза технопарков и СЭЗ. Они убеждены, что создание технопарков (технополисов) в рамках свободных экономических зон может стать действенным фактором повышения инновационной восприимчивости регионов и республики в целом и при нехватке средств на эти цели обойдется государству дешевле.
Действительно, создание технопарков (технополисов) даже для развитых стран дело дорогостоящее. На их финансирование в Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Франции, ФРГ выделяется от 62 до 100% государственных средств. Фирмам, вкладывающим капиталы в научные парки, создают льготный режим амортизации оборудования, зданий, предоставляют льготные кредиты на длительный срок и т.д. В Китае, где сегодня действует более 50 технопарков, государство также взяло их «под свое крыло» в рамках госпрограммы «Факел». Считается, что одним из решающих факторов грандиозного успеха действующего в рамках СЭЗ «Шэньчжэнь» научно-промышленного парка стала благоприятная среда для бизнеса, созданная в этой СЭЗ.
Аналогичную схему избрала для себя и Россия, где в соответствии с новым Законом «Об особых экономических зонах» (ОЭЗ) по стране создается целая сеть высокотехнологичных парков. Предусматриваются два типа ОЭЗ - промышленно-производственные и технико-внедренческие, причем образуются они, как и Шэньчжэньский технопарк, с «чистого поля» (green field), т.е. под новые инвестиции и бизнес. Создание инфраструктуры ОЭЗ будет финансироваться из федерального и регионального бюджетов в пропорции 50:50. Стоимость одной ОЭЗ оценивается в 50 млн долларов США. Главная приманка для инвесторов - налоговые льготы, в частности, та же ускоренная амортизация, снижение ставки ЕСН до 14%, освобождение от уплаты налогов на землю и недвижимость сроком на 5 лет и др.
Интересное из раздела
Особые экономические зоны как элемент всемирного хозяйства
экономический зона всемирный хозяйство
Экономические
особые зоны - актуальное явление в сегодняшней России.
Особые
экономические зоны не появились, как абсолютно новый, первый опыт для нашей
ст ...
Оценка уровня жизни населения Владимирской области на основе данных статистики за 2012 год
В
настоящее время совершается множество социально-экономических преобразований,
направленных изначально на улучшение жизни общества и повышающих уровень жизни
населения. Помимо доходов на душу на ...
Потенциал труда в повышении эффективности общественного производства
труд экономический отношение
Основу всякой экономики составляет труд. Качество
экономической системы напрямую зависит от качества труда и достигнутого
прогресса общества в этой сфере. Труд представ ...