История развития международного туризма

История туризма - временная периодизация туризма, преследующая выделение внутренне однородных этапов в его развитии.

Туризм, как явление общественное, хозяйственное и пространственное, имеет долгую и богатую историю, уходящую в глубокую древность. В истории развития туризма выделяются в основном следующие периоды:

. Туризм до конца XVIII века - предыстория туризма.

. Туризм начала XIX - начала XX веков - элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг.

. Туризм начала XX века - до второй мировой войны - начало становления социального туризма.

. Туризм после второй мировой войны - современный этап - массовый

туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

Далее мы кратко рассмотрим особенности развития туризма на каждом этапе.

Первый этап - предыстория туризма.

Современный туризм - явление, с одной стороны, новое, так как массовым он стал всего лишь после второй мировой войны; с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, уходящие во времена кочевий первобытных людей, когда им приходилось преодолевать большие пространства в поисках условий, подходящих для проживания. Необходимость постоянных поисков пищи вынуждала первобытных людей запоминать свои маршруты, хорошо ориентироваться на местности. Передвижение долгое время совершалось пешком. Впоследствии в качестве средств передвижения стали использовать животных: лошадей, верблюдов, ослов. Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних территориях.

Таким образом, несмотря на то, что первые территориальные перемещения были обусловлены необходимостью выживания народов в суровых природных условиях, они сформировали навыки путешествий, создали предпосылки для географических открытий, для путешествий с познавательными целями.

К концу XVIII века благодаря смелым экспедициям путешественников многих стран были открыты и исследованы большая часть земной поверхности, моря и океаны, проложены важнейшие морские пути, связывающие материки между собой.

С постепенным ослаблением религиозных мотивов усиливается индивидуальный характер и образовательная направленность поездок. Уже в средние века представители привилегированных классов совершали путешествия к целебным источникам.

Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические и научные познания человека. Число неоткрытых географических мест на карте мира неуклонно сокращалось. Подробные описания видимых рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко да Гама, Христофор Колумб.

Таким образом, путешествия первого этапа отличались, прежде всего, примитивностью средств передвижения и тем, что являлись не самоцелью, а необходимым условием и средством к достижению собственно цели: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество. Появились элементы организованного обслуживания путешественников: временное проживание, питание, транспорт, проводники, переводчики, ставшие впоследствии основой современного туристского обслуживания. Всех путешественников объединяло то, что они относились к меньшинству, занимавшему привилегированное положение в обществе. "Маленький человек" оставался в стороне. Но благодаря быстрому развитию транспортных систем, либерализации условий труда и растущему стремлению к обогащению, прошло не так много времени и досуговый туризм стал частью жизни почти всех слоев общества. [2, с.19]

Второй этап - элитарный туризм и зарождение массового туризма.

Важнейшую роль в развитии туризма сыграли революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном в 1807 году, паровоза - Стефенсоном в 1814 году, совершенствование почтовой связи, сопровождавшееся расширением сети дорог в Европе. Все это обусловило большую надежность и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Вследствие массового наплыва переселенцев из старого Света в Америку бурными темпами развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают первые крупные пароходные компании. [2, с.19]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Интересное из раздела

Экономическое обоснование открытия нового строительного предприятия
Строительство как отрасль экономики участвует в создании основных фондов для всех отраслей национального хозяйства. Продукцией капитального строительства являются вводимые в действие и принятые в ...

Оценка ликвидационной стоимости предприятия (на примере ОАО Элит)
Актуальность и значимость выбранной темы заключается в том, что в настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, отсутствие инвестиций, ужесточение ...

Оценка рыночной стоимости трехкомнатной квартиры
Являясь функцией экономической ситуации на рынке, рыночная стоимость определяется на базе основных принципов оценки - спроса и предложения, замещения, баланса, соответствия. Кроме того, на рыночн ...

 

Go to top