История развития международного туризма

Четвертый период - массовый туризм.

Вторая мировая война парализовала туризм, и дальнейшее развитие он получает уже в послевоенные годы. Именно в этот период туризм приобретает действительно массовый характер: из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. В западноевропейских странах пятидесятые, шестидесятые годы - это период активного грюндерства туристических фирм, массового строительства гостиниц, мотелей, разного рода увеселительных заведений. Европейский туризм пятидесятых годов был ориентирован преимущественно на прием американских туристов и являлся источником долларовых поступлений для принимающей страны. В шестидесятые годы и до середины семидесятых наблюдается быстрый экстенсивный рост как въездного, так и выездного туризма, а также увеличение числа туристических предприятий и объемов их производства.

После второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный. Прежде всего, следует отметить, что и в первом и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а значит с восьмидесятых годов, - и население с низким уровнем доходов.

Конвейерный туризм предполагает относительный примитивизм и однообразность потребностей и мотивации туристов и, соответственно, обезличенно-конвейерный характер производимых услуг.

Дифференцированный туризм отличает разнообразная парадигма потребностей и мотивации туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного туризма характерен не столько широкий, сколько глубокий ассортимент услуг. Иными словами, турфирма предлагает не огромное количество видов турпродукта, а ограниченное число видов, каждый из которых имеет большое число вариантов. Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей.

На рубеже шестидесятых - семидесятых годов все более усложняется мотивация туристического спроса: наряду с рекреационным растущее значение приобретают образовательный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма. Все это сохраняет свою актуальность и на протяжении восьмидесятых годов.

Характерными тенденциями туризма девяностых годов стало увеличение спроса на туристские услуги среди людей среднего и ниже среднего достатка. Это еще в большей степени дифференцировало туристский рынок, привело к многообразию туристского продукта, рассчитанного на людей с разным материальным достатком, различными интересами, целями и требованиями к уровню сервиса. Вместе с тем дифференциация туристского рынка не исключила стандартизации и унификации туристского продукта, наряду с которыми все заметнее стали процессы его специализации для разных сегментов потребителя и расширения набора туристских услуг, в том числе как сопутствующих, так и ранее не свойственных туристскому рынку, например, организация выставок, ярмарок, командировок, обучения; а также предложение наряду с услугами сопутствующих товаров.

В заключение хочу заметить, что на четвертом этапе развития туризма формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством. Совершается переход от массового конвейерного к массовому дифференцированному туризму. В этот период международный туризм по сравнению с прежним этапом развивался в несколько раз интенсивнее. Этому способствовали политические, экономические, технические, культурологические и социальные факторы (как внутренние, так и внешние). Наиболее интенсивное развитие туризма отмечалось в странах с благоприятной внутренней и внешней политикой, устойчивым экономическим потенциалом, достаточным уровнем культуры и социальной поддержки граждан.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Интересное из раздела

Экспортно-ориентированная модель экономики Китая
Расширение «внешней открытости» с начала преобразований в Китае неизменно являлось его государственной стратегией. Но первоначально не указывалось, должна ли политика развития внешне-экономическо ...

Экономическое управление безопасностью движения на железнодорожном транспорте
управление Современный железнодорожный транспорт - один из самых удобных, быстрых, комфортабельных и популярных видов транспорта. Максимальная интенсивность движения, возросшая длина составов, высо ...

Экономическое обоснование проекта цеха по производству рыбопродукции
Таблица 1 Исходные данные Показатель Примечание Потребность в инвестициях, тыс. руб. 850 ...

 

Go to top