Развитие туризма в Томской области, статистика
В туристской отрасли Томской области по многим показателям прослеживается положительная динамика. Количество субъектов туристской деятельности ежегодно увеличивается. Сегодня индустрия туризма и гостеприимства Томской области представлена 134 туристскими фирмами и более чем 60 коллективными средствами размещения.
Структура регионального туристского рынка смещена в сторону выездного туризма как направления, не требующего капиталовложений в туристскую инфраструктуру и создания туристского продукта. Пока наша область имеет отрицательное сальдо по туристским потокам; хотя эта характеристика является общероссийской.
На заседании координационного совета по развитию туризма и гостеприимства в Томской области начальник департамента потребительского рынка областной администрации Александр Таловский сообщил, что кризисные явления затронули сферу туризма гораздо в меньшей степени, чем прогнозировалось. «По итогам I полугодия 2010 года динамика объемов туристских услуг демонстрировала устойчивую тенденцию роста, - сказал Таловский. - По данным Росстата, объем туристских услуг по области составил 183 млн. рублей, что на 15,1% превышает уровень аналогичного периода прошлого года и значительно опережает темпы роста российского показателя (6,8%). В целом за пять последних лет объем туристических услуг увеличился в 2,5 раза, в то время как по России только в 1,4 раза». [16]
Приемом туристов и экскурсионным обслуживанием в области занимается более 30 туристских фирм, восемь из которых осуществляют туроператорскую деятельность. Ведущее положение на рынке въездного туризма занимают ООО «Аэротур-Томск», ООО «Белл Системе», ООО «Туристская компания «Мир», ООО «Парк-Тур», турагентство «Полярис», ООО «Талисман», ООО «Туристско-экскурсионное предприятие «Томсктурист», Центр международных и профессиональных стажировок при ГОУ НПО «Профессиональный технико-коммерческий лицей № 1».
Туроператор ООО «ТЭТТ «Томсктурист» является старейшим туристско-экскурсионным предприятием города. Наличие в его организационной структуре отдела автотранспортных услуг, а также собственного парка автобусов является существенным конкурентным преимуществом предприятия. [15]
На рынок выходят новые туристические фирмы, которые связывают свою деятельность с экскурсионным обслуживанием и организацией приема туристов. Например в 2006 году это были ООО «Дискавери» и ООО «Талисман».
Однако, снижение въездного туристского потока в Томскую область, вызванное кризисом конца 2008 - начала 2009 года, все еще продолжается. По данным Управления Федеральной миграционной службы по Томской области, число туристических прибытий иностранных граждан в область составило 9300 человек, что на 13% меньше в сравнении с первым полугодием прошлого года. Значительно сократилось количество лиц, прибывших из других регионов России и воспользовавшихся услугами гостиниц и других мест размещения. Таких туристов в область прибыло 50800 человек. «В первом полугодии 2010 года гостиницы Томска оказали услуг на 295,6 млн. рублей, что составляет 83% к уровню 2009 года, - пояснил Александр Таловский. - Тем не менее, средний коэффициент загрузки номерного фонда (всего в томских гостиницах 1609 мест) по итогам первого полугодия вырос на 3% к уровню 2009 года и составил 51%. Это неплохой показатель. Он стал результатом проведения в Томске ряда масштабных мероприятий - XIII инновационного форума, Библиотечного конгресса и других». [16]
По экспертной оценке порядка 70% российских и 90% иностранных туристов прибывают в регион с деловыми целями. Этот поток является общим локомотивом отрасли. Большую долю в нем формирует конгрессный туризм. Ежегодно организациями вузовского комплекса, томских научных центров СО РАН и СО РАМН, Администрацией Томской области проводится значительное количество научно-деловых мероприятий различного уровня.
Общее число туристских прибытий в регион за полгода составило 186 тыс. человек по методике Ростуризма, которая учитывает и лиц, не воспользовавшихся услугами гостиниц. Этот показатель на 7% выше уровня 2009 года. [16]
Наметились положительные тенденции развития охотничье-рыболовного туризма. Потенциальным клиентам сегодня готовы предложить весь спектр услуг, связанных с организацией охоты: от подготовки необходимых разрешительных документов до услуг таксидермии. На территории Томской области возможно организовать конкурентные с другими регионами виды охоты: охоту на медведя на приваде и медведя на берлоге, на лося на реву и лося с подхода, на лося с собакой, на боровую дичь с собакой, на глухаря на току, а также - спортивную рыбалку.
Из всех видов организованного туризма наиболее распространенным для Томской области остается выездной зарубежный туризм. Самые посещаемые томскими туристами страны - Египет, Турция, Таиланд, Китай, Испания. Среди российских туристских дестинаций, посещаемых томичами, можно выделить Черноморское побережье, Горный Алтай, Байкал. Хакасию и санаторно-оздоровительные учреждения Томской области.
Интересное из раздела
Особенности формирования и реализация ценовой политики предприятия в условиях переходного периода
ценовая политика
государственный переходной
Ключевыми
элементами рыночной экономики являются цены, ценообразование и ценовая политика
предприятия.
Цена
- это экономическая категория, означающа ...
Экономическое обоснование создания нового предприятия на примере ОАО Альбион
Компания
ОАО "Альбион" давно и успешно занимается производством спортивных
луков и инвентаря для них. На сегодняшний день на территории России работает
160 специализированных магазинов ...
Экономическое значение туризма статистика, история, тенденции
международный туризм глобальный томский
Туризм как общественное явление имеет долгую и богатую историю, уходящую
в глубь веков. Человеку на протяжении всей его эволюции было свойственно
стремление ...