Развитие туризма в Томской области, статистика
За период с 2003 по 2006 год выездной поток увеличился в 1,3 раза и составил 18,13 тыс. жителей области. Средняя продолжительность пребывания томичей за границей в 90% случаев составляет до 14 дней, пребывания в российских регионах: в 60% случаев - до 2 недель и 40% - до 21 дня. Объем затрат жителей региона на поездки оценивается в 5392,8 тыс. долларов. [15]
Отличительной чертой индустрии гостеприимства Томской области является развитый рынок предприятий общественного питания. За 2006 год оборот общепита увеличился на 8,4% в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года и составил 2654.5 млн. рублей. Услуги общественного питания в регионе оказывают 1474 предприятия, в числе которых 36 ресторанов и 480 кафе, закусочных и баров. Удельный вес предприятий питания областного центра от их общего количества составляет около 50%. Всестороннее развитие услуг питания и их востребованность способствовали увеличению оборота общественного питания на душу населения. По этому показателю Томская область стабильно занимает 3-е рейтинговое место среди регионов Сибирского федерального округа.
Однако в России сектор туризма представляет собой существенный недоиспользованный национальный ресурс, который должен стать не только рентабельным, но и существенным источником доходной части российской экономики. К сожалению, наша область не получает должного внимания со стороны органов власти и не занимает подобающего места в мировой индустрии туризма.
На сегодняшний день наша область владеет богатыми ресурсами для развития туризма. Томская область обладает значительным природным и историко-культурным туристским потенциалом. Регион отличается уникальностью имеющихся архитектурных и археологических памятников. Возрождение исторических районов города Томска открывает широкие возможности для развития культурно-познавательного туризма. Томская область - один из ведущих научно-образовательных центров России. С 2003 года на ее территории реализуется программа инновационного развития. Крупнейшие томские университеты входят в пятерку лучших высших учебных заведений России. В Томске насчитывается 11 научно-исследовательских институтов, входящих в структуру Томского научного центра СО РАН и Томского научного центра СО РАМН. В 2005 году Томская область победила в конкурсе на право создания особой экономической зоны технико-внедренческого типа. Ежегодно в регионе проводятся десятки научно-деловых мероприятий различного уровня и статуса, что способствует активному продвижению Томска как города-форума и развитию делового туризма и индустрии встреч (МIСЕ-индустрии).
Ожидается, что результатом, принятой в июне 2007 года «Концепции развития туризма и гостеприимства в Томской области на 2008 - 2013 годы» станет рост объема туристско-экскурсионных услуг с 132,2 рубля на душу населения в 2006 году до 380 рублей в 2013; в 2,7 раза к уровню 2006 года увеличится объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения; ожидается увеличение числа прибытий российских и иностранных граждан в 1,6 раза к уровню 2006 года; рост объема инвестиций по видам деятельности - ресторанно-гостиничный сектор в 1,5 раза к уровню 2006 года. [15]
В последнее время сложились благоприятные условия для развития межрегиональной кооперации в сфере туризма. Томская область является членом Координационного совета по туризму Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» и Координационного совета по развитию индустрии туризма «Регионы России - Московское соглашение», что дает возможность использовать ресурсы данных интеграционных объединений по продвижению межрегионального турпродукта в рамках совместных программ, участия в принятии решений по принципиальным вопросам развития индустрии туризма и гостеприимства.
Таким образом, гармоничное развитие всех составляющих туристского продукта является основной задачей процесса регулирования деятельности в сфере туризма. Комплексный подход к организации и регулированию деятельности туристской индустрии и смежных отраслей, образующих инфраструктуру туризма, способен качественно изменить положение туристской отрасли в экономике региона, обеспечить дополнительные доходы бюджетной системы.
Заключение
В первой главе работы прослежена история развития международного туризма. Описаны факторы, повлиявшие на развитие туризма. Также указаны факторы, которые препятствовали развитию туризма. Мы проследили, как из «элитного» времяпровождения туризм превратился в массовый вид отдыха.
Итак, мы выяснили, что международный туризм прошел в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболее успешно развивающихся отраслей мирового хозяйства.
Во второй главе было дано определение международного туризма в экономическом аспекте. Установлена роль международного туризма в современной экономике. Анализ различных источников показл, что современный туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике. Эта отрасль развивается быстрыми темпами и в ближайшее время станет наиболее важным ее сектором. Международный туризм присутствует в экспортно-импортных операциях мировой и региональной торговли товарами и услугами, международных экономических отношениях, является одновременно производной и предпосылкой интеграционных процессов в глобальной экономике. В работе также дана характеристика международного туризма, приведены основные факторы, определяющие будущее туризма. Это общие и отраслевые факторы, такие, как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития.
Интересное из раздела
Оценка эффективности деятельности коммерческой организации
Проблема
эффективности занимает ведущее место среди совокупности проблем, стоящих перед
обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на
протяжении многих столетий. Особенн ...
Экономическое значение туризма статистика, история, тенденции
международный туризм глобальный томский
Туризм как общественное явление имеет долгую и богатую историю, уходящую
в глубь веков. Человеку на протяжении всей его эволюции было свойственно
стремление ...
Экономическое управление безопасностью движения на железнодорожном транспорте
управление
Современный железнодорожный транспорт - один из самых удобных, быстрых,
комфортабельных и популярных видов транспорта. Максимальная интенсивность
движения, возросшая длина составов, высо ...