Оффшорные зоны в Российской Федерации
С середины 1990-х гг. на территории нашей страны существовала практика создания оффшорных зон, первыми из которых являются учрежденные в 1994 г. зоны экономического благоприятствования «Ингушетия» (далее - ЗЭБ «Ингушетия») и льготного налогообложения в Республике Калмыкии. Позже возникли внутренние оффшоры в Алтайском крае, Республике Бурятии, городах Центральной России - Угличе, Курске, Шаховском районе Московской области, районах Новгородской и Калужской областей.
Ингушскому правительству предоставлялась бюджетная ссуда в размере налогов, которые уплачивались предприятиями, зарегистрированными на территории Ингушетии. Республиканскому руководству разрешалось также по своему усмотрению взимать налоги с зарегистрированных в ЗЭБ «Ингушетия» предприятий, причем эта свобода распространялась не только на местные, но и на федеральные налоги. В первый год существования ЗЭБ «Ингушетия» бюджет Республики получил более 500 млрд руб. дохода от зарегистрированных компаний. Однако итог деятельности ингушского оффшора оказался негативным из-за больших финансовых потерь для федерального бюджета и бюджетов регионального уровня, а также существенной криминализации финансового сектора региона.
Более успешным был опыт функционирования оффшорной зоны в Республике Калмыкии, где режим льготной зоны также начал действовать с 1994 г., с момента вступления в силу Закона Республики Калмыкии «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории налогоплательщиков». Однако в этом регионе не предлагались льготы по федеральным налогам, ставка была сделана на существенное снижение региональных и местных налогов, что является правомерным в рамках республиканского законодательства. Несмотря на весьма высокий регистрационный взнос, результатом такой финансовой политики стала ежегодная регистрация в калмыцком оффшоре более тысячи новых компаний.
Еще одним примером относительно успешного развития внутреннего российского оффшора можно считать существующий с 1997 г. эколого-экономический район «Алтай» (далее - ЭЭР «Алтай»), распоряжением Правительства РФ администрации Алтайского края было поручено подготовить предложения по созданию свободной экономической зоны на территории края и предоставить их на рассмотрение Правительству РФ. Функционирование эколого-экономического района «Алтай», отличало проработанная правовая база регулирования предпринимательской деятельности, наличие пакета корпоративных услуг, отвечающих требованиям международных стандартов. Алтайский оффшор активно использовал опыт Калмыкии, но предлагаемые им условия были более либеральны.
Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» было прекращено существование ранее созданных свободных экономических зон на территории России. Тем не менее опыт функционирования первых оффшорных зон показал, что в нашей стране продолжается формирование сложно структурированного и все более дифференцируемого рыночного хозяйства, где отрабатываются многовариантные схемы деловой практики.
Действительно функционирующими были лишь оффшоры в Ингушетии и в Калмыкии, а также некоторые ЗАТО - закрытые административно-территориальные образования, возникшие в России на месте бывших «секретных ящиков» - закрытых городов. Принцип их использования весьма близок к тому, который имеет место в оффшорных зонах. Нередко к оффшорам причисляют и ОЭЗ Калининградской области, хотя не вполне правомерно. Особенность российских внутренних оффшоров в том, что в основном они интересовали и интересуют российский бизнес и используются в целях оптимизации налогообложения: привлекательными международными проектами, где бы в массовом порядке регистрировались иностранные оффшорные компании, внутренние оффшоры России так и не стали. Трудности на пути внутренних российских оффшоров объясняются изменением отношения к ним со стороны федеральных властей. Если на начальном этапе центральное правительство всячески поддерживало практически любые региональные инициативы по учреждению и развитию особых экономических зон, то в дальнейшем ситуация претерпела кардинальное изменение.
Интересное из раздела
Экономическое значение туризма статистика, история, тенденции
международный туризм глобальный томский
Туризм как общественное явление имеет долгую и богатую историю, уходящую
в глубь веков. Человеку на протяжении всей его эволюции было свойственно
стремление ...
Оценка коммерческой эффективности действующей ТЭЦ
Знание
сущности экономических категорий, понимание основ экономики отрасли,
особенностей функционирования и развития энергетической отрасли и тепловых
электрических станций как объектов энергетик ...
Оценка эффективности мер финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства на муниципальном уровне
В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается
деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или
предприятия, управляемые одним собственником. Отечественные псих ...