Методы оценки деловой репутации
Одним из наиболее важных вопросов в рассмотрении понятия «деловая репутация» является вопрос об ее измерении. Мы считаем, что все методы оценки деловой репутации делятся на две группы - методы количественного измерения и методы качественной оценки (рис.2). Ниже мы рассмотрим подробнее каждый из методов группы.
1. Методы, основанные на количественном измерении деловой репутации:
§ метод избыточной прибыли;
Метод избыточной прибыли предполагает представление деловой репутации как источника дополнительных поступлений прибыли. По данной методике, необходимо прямо противопоставлять уровень прибыльности оцениваемого предприятия и уровень прибыльности конкурентов в исследуемой отрасли, а затем производить капитализацию той части, которая не может быть объяснена материальными активами.
Расчеты, проделанные на основе метода избыточной прибыли, позволяют компании получать больше прибыли по сравнению с тем, если бы она продавала товар, не являющийся брендом. Кроме того, данный метод базируется на том, что прибыль извлекается за счет чистых скорректированных активов, а избыточные ресурсы определяются за счет собственных средств. Однако на деле привлеченные средства могут также способствовать получению прибыли.
§ метод избыточных ресурсов;
Данный метод представляет собой модификацию метода избыточной прибыли и предполагает включение в оценку привлеченных средств.
§ показатели объема реализации продукции
§ показатели рыночной капитализации;
§ определение цены репутации в случае сделки слияния/поглощения (согласно ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»).
В этом случае деловая репутация оценивается как разница между ценой приобретаемого предприятия и стоимостью его активов по бухгалтерскому балансу;
§ информация по международным стандартам финансовой отчетности (согласно МСФО 22 «Объединение компаний»).
Данный метод рассматривает гудвилл как превышение покупной стоимости активов над их справедливой стоимостью в день проведения сделки».
В основном все методы, за исключением метода избыточной прибыли и его модификации, базируются на разнице между стоимостью бизнеса в целом и стоимостью материальных и нематериальных активов.
Для проведения оценки деловой репутации с помощью количественных методов требуются данные следующих документов компании:
• Бухгалтерская отчетность, включающая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях, убытках (по возможности, за последние 3 года);
• Аудиторские заключения по бухгалтерской отчетности компании;
• Перечень основных материальных средств компании на дату проведения оценки;
• Информация обо всех имеющихся активах предприятия (недвижимость, акции сторонних организаций, векселя, запасы, патенты, лицензии и т.д.);
• Данные о дебиторской задолженности компании;
• Информация о наличии дочерних компаний и финансовая отчетность по ним.
Рис.2. Методы оценки деловой репутации компании
Однако, следует отметить, что количественные методы имеют некоторые недостатки. Как мы уже говорили в п.1.1, многие исследователи полагают, что деловая репутация оценивается не только через материальные активы, которые поддаются исчислению, но также включает в себя нематериальное и неосязаемое понятие. Соответственно, определение деловой репутации только через количественные показатели не даст полной картины о положении предприятия, и для грамотного управления деловой репутацией нужно применять комплексный анализ, который подразумевает учет всех элементов деловой репутации, как исчисляемых, так и не замеряемых количественно.
2. Методы, основанные на качественных исследованиях:
§ экспертный метод (который делится на рейтинговый и рекомендательный);
§ эконометрические методы оценки;
§ метод социологического опроса;
§ и др.
В зарубежной практике компании для управления своей деловой репутацией используют чаще всего методы социологического опроса. Данный метод позволяет оценить эффективность бизнеса, надежность и открытость компании, степень доверия со стороны целевой аудитории, выявить проблемные стороны и наметить действия по улучшению или дальнейшему росту гудвилла.
Что касается нашего исследования, то, в соответствии с нашим подходом (согласно п.1.1 настоящей работы деловая репутация оценивается через ряд блоков), необходимо:
. Определить количественные и качественные показатели, соответствующие каждому выделенному блоку и подблоку. Для определения количественных показателей мы будем использовать внутреннюю отчетность компании и информацию, доступную в сети Интернет.
Так как деловая репутация включает в себя не только материальные активы, но и не поддающиеся исчислению нематериальные активы, оценка деловой репутации управляющих компаний должна осуществляться методами, основанными на качественных исследованиях. В связи с тем, что нам не представилось возможным опросить менеджеров и руководителей управляющих компаний для оценки качественных параметров с помощью экспертного метода или метода социологического опроса, всю необходимую информацию мы искали в сети Интернет.
Интересное из раздела
Отражение внешних экономических связей в статистике
Завершение
образования мирового рынка к середине прошлого века потребовало расширения
регулярной информации о происходящих на нашей планете социально-экономических
процессах, породило потребность ...
Экономическое обоснование эффективности организации работ по обслуживанию клиентов в салоне Ангел
Визит в салон красоты становится привычным делом для россиян.
Существующие сейчас типы парикмахерских салонов четко разделяются по ценам,
уровню услуг и клиентам. Наиболее распространенным являетс ...
Оценка стоимости предприятия ООО Аланд
Актуальность выбранной темы заключается в том, что по мере
развития рыночных отношений потребность в оценке бизнеса будут возрастать.
Оценка бизнеса необходима для выбора обоснованного направления ...