Перспективы кризиса в добыче нефти в России
Интегральные планы крупнейших нефтедобывающих компаний, вывод о которых можно было сделать на основании интегрального анализа данных компаний и материалов СМИ, давали еще более высокую оценку темпов добычи нефти в ближайшей перспективе - 459 млн. т в 2004 г. (этот прогноз оправдался), или 9%, при этом в период 2005-2007 гг. темпы роста добычи также должны были бы находиться в пределах 4-5% в год, хотя в абсолютном выражении объемы добычи нефти оказались бы выше ввиду лучших результатов в 2004 г. (см. приложение). Однако действия российских властей в 2003-2004 г. серьезно подорвали основу для принятия стратегических долгосрочных инвестиционных решений по дальнейшему развитию нефтедобычи и реализации озвученных выше планов.
Во-первых, свою роль сыграли принятые весной 2004 г. решения властей по повышению уровня налогообложения нефтяных компаний и неспособность властей решиться на одобрение частного нефтепроводного проекта Западная Сибирь-Мурманск, который мог бы способствовать разрешению проблемы ограниченных экспортных трубопроводных мощностей. В результате этого экспорт нефти стал нечувствительным к сверхвысокой мировой конъюнктуре цен на нефть (свыше 90% дополнительных доходов от экспорта нефти, образующихся при превышении экспортной ценой уровня 25 долл./баррель, подлежат теперь перечислению в бюджет, что явно снижает экономическую мотивацию компаний для наращивания экспорта нефти в период высоких цен), а решения проблемы дополнительных издержек минимум в 5-7 долл./баррель при экспорте западносибирской нефти железнодорожным и внутренним водным транспортом так и не найдено. Решение о строительстве нефтепровода Тайшет-Перевозная из-за дороговизны транспортировки мало, чем помогает расширению экспорта нефти из Западной Сибири, где по-прежнему сосредоточен основной потенциал нефтедобычи в России. Не сумев создать нефтяным компаниям выгодных стимулов для дальнейшего расширения производства, государство приступило к интервенциям в формирование структуры нефтяного сектора.
Во-первых, оно приостановило начавшийся в 2002-2003 гг. рыночный процесс слияний и поглощений в нефтяном секторе, фактически запретив сделку по слиянию компаний «ЮКОС» и «Сибнефть». Таким образом, естественный процесс эволюции российского нефтяного сектора был остановлен; более того, из процесса принятия стратегических решений в области долгосрочных инвестиций в нефтедобычу была практически выключена компания «Сибнефть» (7,4% российской нефтедобычи в 2004 г.), так как ее собственники до сих пор не приняли решения о продаже компании, и в то же время явно не собираются развивать ее. Дальнейшие действия по демонтажу «ЮКОСа» как единого экономического организма выключили и эту компанию из числа стратегических игроков в области принятия инвестиционных решений на долгосрочную перспективу.
«Юганскнефтегаз», вычлененный из компании, вот уже в течение длительного времени не являлся самостоятельным рыночным игроком и центром принятия стратегических инвестиционных решений, будучи лишь техническим элементом вертикально интегрированной системы «ЮКОСа», и новые владельцы пока не предложили внятной стратегии развития «Юганскнефтегаза», подкрепленной адекватными маркетинговыми планами. Вертикально интегрированная производственно-рыночная цепочка в компании «ЮКОС» оказалась разорванной, при этом сохраняющиеся в собственности «ЮКОСа» активы все еще представляют из себя крупную вертикально интегрированную нефтяную компанию. Ни «Юганскнефтегаз», ни сохраняющийся «ЮКОС», таким образом, пока не в состоянии принимать адекватные долгосрочные инвестиционные решения.
Еще одним элементом «силовой реструктуризации» нефтяного сектора стала идея о передаче нефтяной компании «Роснефть» под контроль «Газпрома» - процесс передачи прав на разработку месторождений уже начался, в то время как «Газпром» еще явно не готов к принятию стратегических инвестиционных решений по развитию нефтедобычи. Таким образом, компании, владеющие правами на разработку лучших нефтяных месторождений России («Юганскнефтегаз», «остатки» «ЮКОСа», «Сибнефть», «Роснефть») и добывшие в 2004 г. примерно 31% от всей добытой в России нефти, оказались полностью неспособными принимать перспективные инвестиционные решения в области развития нефтедобычи.
Интересное из раздела
Оценка эффективности мер финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства на муниципальном уровне
В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается
деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или
предприятия, управляемые одним собственником. Отечественные псих ...
Предприниматель как субъект экономического процесса
Актуальность темы.Предприниматель не антиобщественная фигура. Действуя в
собственных интересах, он удовлетворяет наши запросы, облагораживает нашу
жизнь, делает ее более комфортной. Да, у многих п ...
Оценка финансового состояния организации и разработка мероприятий по его стабилизации
Целью
моей работы является анализ и оценка финансового состояния предприятия и на
основе выявленных результатов - составление мероприятий по его улучшению.
Финансовое
состояние предприятия мож ...