Построение государственного сектора экономики и системы его управления

Предыдущие полтора десятилетия экономических реформ, направленных на построение в России рыночной экономики, со всей очевидностью продемонстрировали неэффективность запущенного механизма стихийной галопирующей приватизации и ошибочность стратегии реформирования государственного сектора. Весь опыт хозяйственных преобразований убедительно доказывает, что тотальная капитализация экономики сама по себе не решает проблем, стоящих перед обществом и страной. Значительно большее значение имеет не форма собственности, а конкретные механизмы управления ею. Сейчас уже бессмысленно не только спорить, но и ставить сам вопрос о том, какой строй является более правильным и эффективным - капиталистический или социалистический. Важно другое: какая модель капитализма и социализма выбирается властью и как она проводится в жизнь. То же самое справедливо и в отношении такого элемента национальной экономики, как государственный сектор: важно не то, большой он или маленький, а то, какой он и как им управляют.

В настоящее время вопросы, связанные с выбором конкретной модели отечественного госсектора и построения системы его управления, имеют особую актуальность из-за наметившегося пересмотра отношения к нему как со стороны научного сообщества, так и со стороны власти. Слишком много фактов и примеров, свидетельствующих о том, что как в свое время в стране была построена нерациональная модель социализма, так и сейчас воплощена в жизнь совершенно недееспособная модель капитализма. И совершенно очевидно, что для построения эффективного госсектора необходимо постепенно пересматривать многие базовые вопросы в области стратегии и тактики экономических преобразований.

К настоящему моменту в научной литературе уже накопился огромный арсенал работ, посвященных проблемам функционирования госсектора и методам его управления. Имеются и работы обобщающего характера, в частности монографии. Тем не менее, потребность в синтетической работе, охватывающей разные аспекты деятельности государственного сектора экономики, по-прежнему ощущается. Восполнение существующего пробела и является целью настоящей монографии. Разумеется, наша работа не претендует на исчерпывающее изложение проблемы; это, скорее, подведение некоторых предварительных итогов.

Государственный сектор как объект и инструмент проведения экономической политики

Государственный сектор служит основой для выполнения государством своих функций. Государственный сектор, охватывающий все ресурсы, которыми владеет и распоряжается государство, состоит из отдельных хозяйственных субъектов (институциональных единиц) [1], которые вступают в экономические взаимоотношения друг с другом, принимают экономические решения и несут ответственность за их выполнение. В каждой стране они образуют государственный сектор, который отделяется от рыночных секторов экономики.

Создание институциональной структуры государственного сектора и четкое проведение границ этого сектора и его подсекторов, относящихся к соответствующим уровням власти, являются основными предпосылками формирования системы управления общественными финансами на национальном и субнациональном уровне. В результате появляется важный инструмент оценки масштаба государственного сектора экономики и его влияния на важнейшие макроэкономические показатели. Можно, в частности, определить размер доходов, приносимых каждым видом активов в бюджет разных уровней, расходов, производимых за счет каждого из подсекторов - центрального правительства, региона или муниципального образования. Выделение государственного сектора на национальном и субнациональном уровнях дает возможность проводить сопоставление их структур собственности и финансовых потоков, проводить анализ финансовой деятельности органов публичной власти, в частности, определять степень воздействия государственной (муниципальной) политики на доходность частных корпораций, домашних хозяйств. В большинстве стран мира секторальное деление экономики осуществляется на основе использования международных стандартов.

В соответствии со стандартами Система национальных счетов и Статистика государственных финансов экономика страны в целом разделяется на пять секторов, каждый из которых состоит из институциональных единиц, имеющих сходные цели. Пять обозначенных секторов включают:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Интересное из раздела

Особенности экономической системы России
Объектом данной курсовой работы является экономическая система. Предметом же является особенности экономической системы России. Развитие экономической системы Российской Федерации на современн ...

Оценка экономической эффективности и финансового состояния филиала Автобусный парк №3 ОАО Гомельоблавтотранс
Целью написания курсовой работы является оценка экономической эффективности и финансового состояния филиала «Автобусный парк №3» ОАО «Гомельоблавтотранс». Предприятие образовано 28 февраля 195 ...

План производства продукции РУП Завод газетной бумаги
Общие сведения о предприятии "Завод по производству газетной бумаги" входит в состав концерна "Беллесбумпром" и расположен в г. Шклов Могилевской области Республики Беларусь ...

 

Go to top