Построение государственного сектора экономики и системы его управления
В каждой стране институциональные единицы, образующие государственный сектор, могут выступать в различных организационно-правовых формах в соответствии с нормами национального законодательства. По-разному решается и задача проведения границы между государственными и негосударственными корпорациями и квазикорпорациями. Международная статистическая система выделяет только два важнейших признака - участие государства в собственности соответствующего хозяйствующего субъекта или осуществление государственного контроля за его деятельностью.
Под контролем понимается возможность влиять на состав ее руководства, политику и деятельность корпорации, которая может проявляться, в частности, в следующем:
предоставление кредитов по ставкам ниже рыночных;
поставка электроэнергии по сниженным тарифам;
наем большего числа работников, чем требуется;
приобретение избыточных производственных ресурсов;
оплата производственных ресурсов по ценам, превышающим рыночные;
продажа продукции по ценам ниже рыночных.
Включение информации по государственным корпорациям в статистику государственных (муниципальных) финансов позволяет составить полную картину активов и обязательств соответствующей юрисдикции, оценить участие государства в капитале корпораций, влияние корпоративных заимствований на величину долга государственного (муниципального) сектора экономики.
Центральное место в государственном секторе принадлежит сектору государственного управления, который состоит из институциональных единиц органов государственного управления и всех нерыночных некоммерческих организаций, контролируемых и в основном финансируемых органами государственного управления.
Единицы органов государственного управления (государственные единицы)"выполняют функции органов государственного управления в качестве своего основного вида деятельности" [7]. Они обладают законодательной, судебной или исполнительной властью по отношению к другим институциональным единицам.
Признаки контроля некоммерческой организации были изложены выше. Считается, что некоммерческая организация в основном финансируется органами государственного управления, если основную долю ее операционных доходов составляют бюджетные средства. Государственные нерыночные некоммерческие организации в реальной жизни могут иметь различный организационно-правовой статус, который, так же как и у корпораций, определяется национальным законодательством. Их основной общий признак - предоставление общественных товаров или услуг в целом бесплатно или по ценам, которые не являются экономически значимыми. Они не являются государственными органами, однако считается, что они проводят государственную политику и фактически являются частью органов государственного управления. Основными примерами государственных некоммерческих организаций являются бюджетные учреждения, оказывающие услуги населению. Особым видом этих организаций являются социальные фонды, которые могут выделяться в самостоятельные подсекторы сектора государственного управления.
Участие государства в предоставлении общественных товаров и услуг не предполагает, что государство должно само производить эти товары и услуги.
В современных условиях возможны различные формы предоставления общественных товаров и услуг:
производство в рамках государственного сектора (касается, прежде всего, товаров и услуг, имеющих большое общественное значение - здравоохранение, образование, жилищное хозяйство, социальное обслуживание, культура);
приобретение у других уровней власти (предполагает четкую спецификацию услуг, полное финансирование и контроль);
приобретение у предприятий частного сектора или независимых некоммерческих организаций на основе заключения контрактов (наиболее распространено в сфере общественного транспорта, строительства жилья и сооружений общественного назначения, строительства и обслуживания инженерных сооружений и коммуникаций, уборки улиц, сбора и вывоза мусора, услуг полиции, содержания парков);
привлечение частного капитала к производству на основе формирования частно-государственных партнерств и иных форм совместного участия в предоставлении общественных товаров и услуг (особенно распространено в сфере строительства и обслуживания дорог, различных инженерных сооружений и коммуникаций, общественного транспорта, коммунального хозяйства);
Интересное из раздела
Оценка экономической эффективности и финансового состояния филиала Автобусный парк №3 ОАО Гомельоблавтотранс
Целью
написания курсовой работы является оценка экономической эффективности и
финансового состояния филиала «Автобусный парк №3» ОАО «Гомельоблавтотранс».
Предприятие
образовано 28 февраля 195 ...
Оценка финансового состояния организации и разработка мероприятий по его стабилизации
Целью
моей работы является анализ и оценка финансового состояния предприятия и на
основе выявленных результатов - составление мероприятий по его улучшению.
Финансовое
состояние предприятия мож ...
Предприниматель как субъект экономического процесса
Актуальность темы.Предприниматель не антиобщественная фигура. Действуя в
собственных интересах, он удовлетворяет наши запросы, облагораживает нашу
жизнь, делает ее более комфортной. Да, у многих п ...