Возможные пути повышения женской занятости
Здесь неоценимую роль могли бы сыграть существующие во множестве женские организации. Сегодня престиж организаций в глазах самих женщин, в том числе занятых бизнесом, весьма невысок. Можно было бы изучить деятельность существующих женских организаций и ассоциаций и обеспечить государственное содействие тем из них, которые не «борются за права женщин», а реально помогают женщинам приспособиться к новым условиям. Здесь очень велика может быть роль самих женщин, уже добившихся успеха в бизнесе, в управлении крупными организациями или какой-либо профессиональной деятельности - они могут стать идеальными консультантами и инструкторами для женщин, склонных к активному поведению на рынке труда, помочь им обрести психологическую уверенность и дать самые первые знания о том, как начать свое, пусть самое маленькое, дело, как радикально сменить сферу деятельности, как устроиться на работу.
Для тех женщин, кто предпочитает работать по найму - а таких большинство - нужны специализированные программы переподготовки, учитывающие не только общие особенности женской психологии и поведения на рынке труда, но и конкретный социально-психологический тип женщин и их установки по отношению к работе. Особые программы, видимо, потребуются для женщин с маленькими детьми.
Еще одним разделом политики занятости в настоящее время является субсидирование и поддержка работодателя, сохраняющего или открывающего рабочие места, в том числе в специфических женских сферах деятельности.
Следует также рассмотреть вопрос о свободном режиме для женщин (так называемом «гибком графике», который давно используется во всех европейских странах). Для начала хотя бы в бюджетных организациях, где государству легче проводить свою политику, можно определить виды работ, которые могут выполняться на дому. Если учесть, что сегодня одна из главных статей расходов - содержание помещений, а один из важнейших ресурсов большинства государственных контор в крупных городах - эти самые помещения, проведение подобной политики может быть экономически выгодно для предприятий.
Важным фактором, который должен определить государственную политику поддержки женщин является дифференцированный подход к поддержке различных групп. Сегодня выполнено несколько исследований профессиональных ориентаций женщин. По данным одного из них, среди российских женщин довольно отчетливо выделяются четыре типа:
«карьерные женщины» - желающие расти профессионально и работать полный рабочий день. Их оказалось 5.3% среди замужних и 5.8% среди незамужних женщин;
«профессионально ориентированные женщины», желающие делать карьеру, однако предпочитающие работать неполный рабочий день. Их оказалось 26.1% и 48% соответственно;
«работающие матери» - не желающие делать карьеру и выбирающие режим неполного рабочего дня. Их оказалось 35.3% и 38.5% среди замужних и незамужних женщин;
«домашние хозяйки» - не желающие делать карьеру и предпочитающие не работать вообще - 33.3% и 7.7% соответственно.
И, наконец, еще одно условие формирования государственной политики в отношении женщин. Сегодня, как уже отмечалось, действует огромное количество организаций, занимающихся подобными проблемами. Все они никак не связаны друг с другом и эффективность их работы от этого чрезмерно страдает. Любые попытки «ввести» координацию в этой области обречены либо на провал, либо на бессмысленную растрату ресурсов и бюрократизацию.
Большие надежды с позиций возникновения новых форм занятости дает развитие в нашей стране малого предпринимательства и самозанятости. Они являются хорошим резервуаром для высвобожденной и незанятой рабочей силы.
Характерными чертами женского предпринимательства в России являются:
Во-первых, доля женщин в общем числе предпринимателей составляет около 20%. В большом бизнесе женщины - редкость. Все они, в основном, заняты так называемым средним и малым бизнесом. Тем не менее, в целом женское предпринимательство развивается динамичнее мужского и превышает последнее по темпам роста в 1,5 раза. Если эта тенденция сохранится, то в ближайшем будущем около трети российских фирм будут возглавлять женщины.
Во-вторых, становление женского бизнеса происходит, в основном, за счет инициативы самих женщин, а не в результате действия специальных государственных программ. Хотя государство вплоть до последнего времени много и охотно выступало в пользу развития женского предпринимательства, конкретных шагов для его поддержки оно не делает.
В-третьих, женский бизнес в основном ориентирован на сферы традиционной женской занятости - розничную торговлю, здравоохранение, культуру, науку. Здесь доля женщин-предпринимателей составляет около одной трети Примерно 20% женщин работают в банковской сфере, около 13 процентов - в промышленности. И их почти нет в таких отраслях хозяйства, как строительство и транспорт.
В-четвертых, социологи утверждают, что женщины развивают свое дело более осторожно, чем мужчины. Они демонстрируют большую склонность к компромиссу во взаимодействии с партнерами, большее стремление учитывать моральные принципы и этические нормы.
Интересное из раздела
Оценка стоимости месторождения как объекта недвижимости
Оценка недвижимости во всем мире рассматривается как один из механизмов
эффективного управления собственностью. Постепенно и в России с формированием
класса собственников недвижимости встает пробл ...
Оценка стоимости объекта недвижимости
Актуальность
данной работы заключается в том, что недвижимое имущество играет особую роль в
экономической и социально-культурной жизни общества страны, выступая в качестве
важнейшего экономическо ...
Оффшорные зоны
Целесообразность
создания оффшорных зон на территории отдельных стран или регионов в настоящее
время неоспорима. Эти зоны привлекают предпринимателей всех рангов, прежде
всего благоприятным налог ...