Эффективный валютный контроль как преграда бегству капитала из страны
Также «бегство капитала» порождается инфляцией, а само бегство ведет к нехватке денежных средств и тем самым увеличивает дефицит государственного бюджета и стимулирует инфляцию.
Расходясь во мнениях о наборе макроэкономических мер борьбы с бегством капитала, большинство экономистов сходятся в том, что такой метод, как валютный контроль, может ограничить размер оттока капитала из страны. Об этом свидетельствует опыт Бразилии и Чили, где введение жесткого валютного контроля позволило значительно уменьшить масштабы оттока капитала из этих стран.
Россия вынуждена решать проблемы выхода из кризиса при давлении внешнего долга и интенсивном вывозе капитала. В этих условиях ограничить бегство капитала из страны способна только эффективная система валютного контроля.
Российские предприятия получили право на самостоятельное осуществление внешнеэкономической деятельности после принятия Закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990.
Коренные преобразования в валютной политике страны, связанные с переходом страны на рыночные отношения, начались с принятия Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон № 3615-1).
Данный закон, по существу, стал правовой основой регулирования порядка проведения валютных операций при осуществлении внешнеэкономической деятельности российскими предприятиями, поскольку он определил принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями и ответственность за нарушения валютного законодательства.
В Законе № 3615-1 было определено, что цели и основные направления валютного контроля следующие:
• определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для их проведения лицензий и разрешений;
• проверка выполнения резидентами обязательств перед государством, связанных с обязательной продажей части валютной выручки на внутреннем рынке страны;
• проверка обоснованности платежей в иностранной валюте и полноты и объективности учета по валютным операциям.
В Законе № 3615-1 все валютные операции были разделены на две группы: текущие и связанные с движением капитала. К текущим валютным операциям были отнесены переводы в Российскую Фе - дерацию и из неё иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней (до 1999 г. срок осуществления текущих валютных операций составлял 180 дней).
К валютным операциям движения капитала относились операции по предоставлению и получению отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также предоставлению и получению финансовых кредитов, прямых инвестиций (вложений в уставный капитал предприятий), портфельных инвестиций (приобретение ценных бумаг).
В соответствии с ограничениями, установленными в законе № 3615-1, текущие валютные операции осуществлялись резидентами без ограничений, в то время, как на проведение валютных операций движения капитала требовалось наличие разрешения или лицензии, выдаваемого органом валютного регулирования - Центральным банком РФ.
Осуществление валютной операции движения капитала при отсутствии соответствующего разрешения или лицензии считалось незаконной валютной операцией, и лица, виновные в осуществлении незаконной валютной операции, привлекались к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Также в соответствии с Законом № 3615-1 валютный контроль и привлечение к ответственности осуществлялось:
Интересное из раздела
Экономический рост и эффективность экономики
Одной
из важнейших долгосрочных целей экономической политики правительства любой
страны является стимулирование экономического роста, поддержание его темпов на
стабильном и оптимальном уровне. Не ...
Особые экономические зоны как элемент всемирного хозяйства
экономический зона всемирный хозяйство
Экономические
особые зоны - актуальное явление в сегодняшней России.
Особые
экономические зоны не появились, как абсолютно новый, первый опыт для нашей
ст ...
Экономический анализ предприятия ООО Вита
В
соответствии с учебным планом я проходила преддипломную производственную
практику в ООО «РН-Информ» в должности практиканта со 2 сентября 2013 года по 3
ноября 2013 года.
Совместно
с руково ...