Оценка конкурентоспособного статуса ООО ТД Анторг и выявление факторов повышения конкурентных преимуществ предприятия

Вторая половина ХХ века и начало третьего тысячелетия заставили специалистов по управлению по-новому взглянуть на предприятие как социально-экономическую систему. Если традиционно все схемы и приемы управления предприятием сводились к созданию стандартных подходов к решению различных проблем, то в ХХI веке управленческие концепции связаны, прежде всего, с тем, чтобы создать такие условия, которые позволят предприятию принимать нестандартные решения, отличающиеся от общепринятых. Быть непохожим на других очень трудно, но именно этот факт является ключевым в настоящее время.

Воспитанные на механическом представлении о бизнесе, многие современные руководители оказываются не готовыми адаптироваться к масштабу стоящих перед ними задач. сделать предприятие уникальным - задача очень сложная, но, только решив ее, можно сказать, что менеджмент предприятия находится на высоком уровне.

В связи с этим стратегически устойчивое экономическое развитие современного предприятия как целостной многофункциональной социально-экономической системы невозможно без непрерывного планирования и реализации инвестиционных проектов и программ. Данный подход требует тщательнейшей проработки обоснования инвестиций на всех этапах жизненного цикла объекта инвестирования.

Развитие экономики России свидетельствует о том, что экономические реформы, направленные на обеспечение и поддержку перехода промышленных предприятий к рыночным условиям хозяйствования к настоящему времени пока не достигли ожидаемых результатов. Это подтверждается неустойчивостью основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и крайне низкой конкурентоспособностью на внутренних и внешних рынках как самих предприятий и выпускаемой ими продукции, так и государства в целом. Одна из основных причин такого состояния отечественной экономики состоит в том, что процессы управления на большинстве промышленных предприятий продолжают испытывать на себе груз старых принципов управления, характерных для административно-командной экономики.

Вместе с тем, динамика развития рыночных отношений настоятельно требует:

ускорения рыночных реформ;

коренных изменений в организации управления предприятиями, т.е. скорейшего перехода к методам имманентно присущим рыночным отношениям;

применения современных рыночных технологий управления, учитывающих накопленный опыт странами с развитой рыночной экономикой с целью повышения устойчивости, гибкости и выживаемости предприятия в условиях рынка.

Опыт развитых в рыночном отношении стран, а также последние исследования ученых-экономистов пост советских государств, убедительно свидетельствуют о том, что теоретической и практической концепциями совершенствования управления конкурентоспособностью предприятия с целью ее повышения в условиях возрастающей рыночной конкуренции является маркетинг.

Важнейшей функцией маркетинга на предприятии является определение воздействия рыночного окружения на эффективность его функционирования в условиях рыночных отношений. Для решения этой проблемы необходимо проводить исследования, чтобы определить, как предприятию с наименьшими затратами войти в рынок. Основой такого исследования является конкурентное сравнение субъектов рынка.

В условиях постоянно меняющихся рыночных ситуаций, расширения рыночных отношений и усиления конкурентной борьбы решение вопросов объективного определения положения предприятия на рынке, определения его конкурентных преимуществ и выявления слабых сторон производственной деятельности позволит обеспечить высокую степень подготовки и принятия управленческих решений, направленных на повышение устойчивости предприятия в рыночной среде.

В настоящее время в отечественной научной литературе большое внимание уделяется маркетинговым методам управления, позволяющим учесть влияние особенностей трудно предсказуемых рыночных факторов на деятельность предприятия и, тем самым, повысить его выживаемость в условиях жесткой рыночной конкуренции.

Изучение, анализ и оценка этих особенностей, т.е. силы влияния динамичной внешней среды на деятельность предприятия, условий конкуренции и трудно предсказуемого поведения конкурентов, необходимо предприятию, прежде всего, для того чтобы:

определить степень своей адаптации к воздействию внешних и внутренних факторов рыночной среды;

выявить свои конкурентные преимущества и недостатки перед конкурентами;

оценить уровень своей конкурентоспособности;

разработать комплексы экономических, технических и технологических мероприятий направленных на ее повышение;

разработать различные сценарии развития рыночной среды и эффективные конкурентоспособные стратегии своего развития в этой среде.

Как известно, в условиях рыночных отношений критерием устойчивости и выживаемости предприятия в рыночной среде служит конкурентоспособность предприятия, анализ, оценка и прогнозирование которой становится объективной необходимостью, так как в современной конкурентной борьбе при всей ее масштабности, динамизме и остроте выигрывает тот, кто анализирует и борется за свои конкурентные позиции.

В рыночной экономике смогут функционировать только жизнестойкие предприятия, которые гибко маневрируют и используют новые механизмы в управлении. Одной из важных задач становится задача количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия, а также, разработка мероприятий, позволяющих управлять ею.

Организация управления и планирования хозяйственной деятельности предприятия, основанная на базе анализа конкурентоспособности, позволяет повысить его адаптивность, конкурентные преимущества и результаты хозяйственной деятельности и, как следствие, повысить его устойчивость, гибкость и выживаемость, как на внутренних, так и на внешних рынках.

Проблемам повышения конкурентоспособности предприятия и его конкурентного потенциала в экономической литературе посвящены труды отечественных и зарубежных ученых. Исследования по проблемам обеспечения конкурентоспособности и управления конкурентоспособным потенциалом предприятия изложены в работах отечественных ученых Г.Г. Азгальдова, В.Г. Версана, Е.Л. Журавлевой, Н.с. Исаевой, В.В. Исаевой, В.В. Криворотова, Э.Н. Кузьбожева, Е.И. Мазилкина, М.В. Маракулина, В.с. Мироновой, В.М. Мишина, А.Д. Никифорова, М.А. Пестунова, Ю.А. Пурденко, А.А. Рудычева, с.Г. светунькова, Р.А. Фатхутдинова, Е.Д. Щетининой и др. К зарубежным ученым, которые внесли свой значительный вклад в решение вопросов управления конкурентоспособностью и конкурентоспособным потенциалом предприятия, относятся И. Ансофф, Р. Акофф, М. Баайи, с. Брю, Я. Ван Дален, М. Греевен, П. Друкер, Т. Коно, К. Маконелл, М. Портер, А. Фейгенбаум, Г. Хамел, Дж. Харрингтон, Г. Шмален.

В то же время объем и направления проводимых исследований по проблемам конкурентоспособности экономики как многоуровневой системы, повышения конкурентоспособности предприятий в условиях нестабильной экономики, экологических аспектов конкурентоспособности явно недостаточны.

Уровень рыночной устойчивости предприятия формируется под непосредственным влиянием факторов его внешней и внутренней среды и определяет способность достижения предприятием целей своего развития в соответствии с имеющимся в наличии ресурсным обеспечением и требованиями рынка. Высокий уровень устойчивости предприятия определяет результативность реализации не только текущих заданий, но и долгосрочных программ развития, а также требует принципиально новых подходов к управлению конкурентоспособностью предприятия с целью ее повышения.

Формирование высокого уровня конкурентоспособности предприятия зависит не только от его потенциальных возможностей, условий реализации стратегических направлений развития и разрешения проблем оптимального использования ресурсного обеспечения, но и от использования эффективных концепций управления самой конкурентоспособностью. К настоящему времени, вопросам и особенностям управления конкурентоспособностью промышленного предприятия уделяется недостаточное внимание, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Поэтому своевременным и необходимым является дальнейшее совершенствование принципов, форм и методов разработки новых научных подходов, моделей и практических рекомендаций относительно управления конкурентоспособностью предприятия с целью ее повышения и упрочения в конечном результате рыночных позиций предприятия. Это обуславливает актуальность темы диссертационной работы и ее практическую значимость для дальнейшего развития управления предприятием.

Целью диссертационной работы является теоретическое обоснование и разработка организационно-экономических методов пвышения конкурентоспособности предприятия, направленных на повышение устойчивости функционирования промышленного предприятия в современных условиях рыночной конкуренции.

В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи.

исследованы сущность и особенности управления предприятием в условиях трансформационной рыночной экономики.

разработана концепция повышения конкурентоспособности предприятия с целью обеспечения устойчивости в условиях рыночной конкуренции.

выделены особенности применения моделей, методов и подходов количественной оценки, анализа и прогнозирования конкурентоспособности предприятия и проведен их анализ.

предложено применение экспертных методов при оценке уровня конкурентоспособности предприятия.

предложены и обоснованы основные факторы конкурентоспособности предприятия, а также показатели для их измерения.

разработана на основе экспертного подхода модель количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия.

разработана модель оптимального распределения финансовых ресурсов предприятия, выделяемых на повышение его конкурентоспособности.

разработан на основе экспертного подхода метод прогнозирования потенциальных возможностей предприятия как фактора конкурентоспособности предприятия в условиях воздействия внешней рыночной среды.

предложены методы прогнозирования факторов конкурентоспособности предприятия на основе адаптационных моделей.

разработаны методы подготовки и принятия управленческих решений на основе разработанных моделей и методов оценки, анализа и прогнозирования уровня конкурентоспособности предприятия.

Предметом исследования в данной диссертационной работе является формирование конкурентных преимуществ предприятий перерабатывающей промышленности.

Объектом исследования в данной диссертационной работе являются процессы управления конкурентными преимуществами предприятия.

Теоретическую и методическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых в вопросах совершенствования хозяйственного механизма и методов управления предприятием.

В работе были использованы результаты авторских исследований в ООО ТД «АНТОРГ» и ООО «АЛЬТЭНЕРГО». При выполнении работы были также использованы методы экономического анализа, методы системного анализа, теории принятия решений, теории управления риском, экономико-математические методы, методы маркетинга и другие методы.

Научная новизна полученных результатов. Основной научный результат диссертации состоит в решении актуальной научно-практической задачи - разработка методов управления конкурентоспособности предприятия, направленных на ее повышение, а также в разработке методов подготовки и принятия управленческих решений, определяющих стратегии управления и развития предприятия на основе количественной оценки, анализа и прогнозирования уровня конкурентоспособности предприятия.

При этом получены такие новые научные результаты:

концепция управления уровнем конкурентоспособности промышленного предприятия, в основе которой лежат методы и модели оценки, анализа, прогнозирования и регулирования конкурентоспособности предприятия, которая позволяет повысить уровень его экономический безопасности;

методы количественной оценки уровня конкурентоспособности, основанные на комплексном модельном подходе, реализация которых позволяет улучшить информационную поддержку управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия;

модель оптимального распределения финансовых ресурсов предприятия, учитывающую факторы конкурентоспособности, и позволяющую повысить обоснованность управленческих решений по более оптимальному использованию ресурсов предприятия;

метод экспертного прогнозирования потенциальных возможностей предприятия, основанный на учете динамики и наличия критических явлений внешней среды, позволяющий учитывать влияние окружающей среды при управлении конкурентоспособностью;

Практическая ценность проведенных исследований состоит в том, что проведенные исследования и разработки дают возможность сформировать конкурентные преимущества предприятий перерабатывающей промышленности, что обеспечивает ему устойчивые рыночные позиции.

Теоретические основы формирования конкурентных преимуществ предприятия

    Интересное из раздела

    Японское экономическое чудо
    Япония. Страна восходящего солнца, страна необычных традиций, немного чуждых европейскому человеку нравов, имеющая свою неповторимую историю, ярко вписанную в историю всего мирового сообщества. ...

    Оценка конкурентоспособности фирмы на рынке на примере компании McDonald’s в России
    Американский предприниматель Рэй Крок 17 лет торговал бумажными стаканчиками фирмы «Лили Кап Компани» и был признан лучшим дилером компании. Потом создал собственную фирму, чтобы продавать «мульт ...

    Открытое акционерное общество Дом
    Бизнес-план - это документ, содержащий основные аспекты будущего коммерческого начинания. В нем анализируются проблемы, с которыми предприниматель может встретиться, а также определяются способы ...

     

    Go to top