Оценка, расчет и снижение предпринимательских рисков
Среднеквадратическое отклонение является именованной величиной и указывается в тех же единицах, в каких измеряется варьирующий признак. Дисперсия и среднеквадратическое отклонение служат мерами абсолютной колеблемости.
Для анализа обычно используют коэффициент вариации. Коэффициент вариации представляет собой отношение среднеквадратического отклонения к средней арифметической и показывает степень отклонения полученных значений.
Коэффициент вариации - относительная величина. Поэтому на его размер не оказывают влияния абсолютные значения изучаемого показателя. С помощью коэффициента вариации можно сравнивать даже колеблемость признаков, выраженных в разных единицах измерения. Коэффициент вариации может изменяться от 0 до 100%. Чем больше коэффициент, тем сильнее колеблемость. В экономической статистике установлена следующая оценка различных значений коэффициента вариации: до 10% - слабая колеблемость; до 10-25% - умеренная колеблемость; свыше 25% - высокая колеблемость.
Субъективные методы более разнообразны, распространённы и точны по сравнению с объективными методами.
Суть многих методов определения рисков упущенной выгоды на основе заключений экспертов или других специалистов сводится к следующему: выявляются все возможные причины появления риска упущенной выгоды; все выявленные причины ранжируются по степени значимости (влияния на риск), и для каждой из них устанавливаются определенный балл и весовой коэффициент; обобщенная оценка риска определяется путем умножения значения каждой причины в баллах на весовой коэффициент и их суммирования по формуле
где Р - обобщенная оценка риска;
di - весовой коэффициент каждой причины риска;
Zi - абсолютное значение каждой причины в баллах.
Обычно абсолютное значение в баллах колеблется от 1 до 10 или от 1 До 100, но чаще всего от 1 до 10.
С приближением значения Р к единице величина риска упущенной выгоды снижается, и наоборот.
Пример определения риска упущенной выгоды.
Предположим, что на предприятие поступили три различных инвестиционных проекта. Надо определить степень риска упущенной выгоды по каждому из них. После детального анализа проектов эксперты получили необходимую информацию для определения степени риска упущенной выгоды по каждому инвестиционному проекту. Эта информация приводится в таблице (см. приложение 12).
Обобщенную оценку риска упущенной выгоды по каждому инвестиционному проекту определяем по формуле
По отдельным инвестиционным проектам она составит:
проект 1: Р = 6 х 0,2 + 8 х 0,4 + 7 х 0,2 + 2 х 0,1 + 7 х 0,1 = 6,7;
проект 2: Р = 6 х 0,2 + 2 х 0,1 + 3 х 0,4 + 5 х 0,1 + 6 х 0,2 - 4,3;
проект 3: Р= 6 х 0,2 + 2 х 0,1 + 4 х 0,4 + 5 х 0,2 + 6 х 0,1 = 4,6.
Из приведенного примера следует, что риск упущенной выгоды, т.е. возможность недополучения вероятного дохода от реализации инвестиционного проекта, наиболее высок в первом случае, так как отказавшись от его реализации, предприятие рискует не получить ожидаемые 87 млн. руб., приобретение которых может благоприятно сказаться на его дальнейшем финансовом развитии. Наименьшее значение риска упущенной выгоды наблюдается во втором случае, исходя из которого предприятие рискует не получить 74 млн. руб.
Пути снижения риска упущенной выгоды.
При управлении риском упущенной выгоды используется ряд приемов: в основном они состоят из средств разрешения риска и приемов степени его снижения.
Снижение степени риска - сокращение вероятности и объема похерь. Для снижения степени риска применяются различные приемы, из которых наиболее распространенными являются: диверсификация, приобретение дополнительной информации о выборе и результатах, лимитирование, самострахование, страхование.
Интересное из раздела
Открытие ресторана
Резюме бизнес-плана
Представленный бизнес-план ресторана. Ресторан относится к
разряду ресторанов эконом-класса средним счетом 800 рублей.
Уникальным конкурентным преимуществом является ее ку ...
Экономическое обоснование проекта цеха по производству рыбопродукции
Таблица
1
Исходные
данные
Показатель
Примечание
Потребность
в инвестициях, тыс. руб.
850 ...
Экономическое обоснование организации зоны Д-2 на АТП для автомобилей ЗИЛ-433110
На
современном этапе развития мировой экономики автомобильный транспорт для
большинства развитых стран является основным видом внутреннего транспорта и
ключевым элементом транспортной системы, ко ...